Авиамодельный мотор МК-12В с немецкими корнями
Виктор Ходеев
История моделизма
Серия моторов МК-12В
Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых массово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см.. В 1960-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) только в крупных городах, в магазинах «Юный техник», «Учтехприбор» или заказать по каталогу «Посылторга». Мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников. Данная публикация, не ностальгия о тоталитарном СССР, а служит целью сохранить подробное описание моторов МК-12В для истории, а также помочь желающим идентифицировать сохранившиеся экземпляры.
История
МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ МАРЗ. Первые двигатели МК-12В были выпущены в 1956 году. Конструктивно МК-12В был очень похож на мотор немецкой (западноберлинской) фирмы WEBRA, практически это была точная копия мотора Webra Mach-1 конструкции Мартина Бодемана (Martin Bodemann).
Совсем недавно, старый авиамоделист Иосиф Асланян поведал мне интересную историю о появлении мотора МК-12В. Его старший коллега и тренер, ереванец Тигран Драмбян, в 1955году получил из Германии (от немецкого товарища, с которым он, во время войны, был узником лагеря Маутхаузен) посылку с двумя авиамодельными моторчиками Webra. Двигатель Webra Winner он установил на свою таймерную модель, а Webra Mach-1 одолжил своему коллеге, для участия на чемпионате СССР по скоростным кордовым моделям.
На чемпионате, мотор Webra Mach-1 попал в руки Михаила Васильченко, который был главным тренером сборной СССР по кордовым моделям. Будучи штатным работником ДОСААФ многократным Чемпионом СССР в скоростных моделях и грамотным специалистом в области механики и радиодела, он занимался внедрением на предприятиях страны модельной техники. В частности моторы МК-16, МК-12С, Комета, МК-12В и другие, выпускались предприятиями благодаря внедренческой деятельности Михаила Васильченко. Таким вот образом, дружба немецкого и советского моделистов дала жизнь самому массовому моторчику в СССР. Еще до конца 1970-х годов, от старших моделистов, часто можно было услышать как они называли моторчик МК-12В, непонятным для юных моделистов словом «Вебра».
Двигатели Webra Mach-1 и МК-12В
Через некоторое время, после этого Чемпионата, Тигран Драмбян получил обратно свою «Вебру» и две ее копии. Это и были моторы названные МК-12В. Вскоре двигатель был внедрен в серийное производство на московском авиаремонтном заводе ДОСААФ МАРЗ. Очевидно, что буква «В» в названии мотора обозначает «Вебра».
Тигран Самсонович Драмбян, еще до второй мировой войны увлекался рекордными авиамоделями. Ушел на фронт штурманом бомбардировщика, попал в плен. После реабилитации в 1956 году, получил военные награды, ушел из ереванской СЮТ, где только и мог работать, как репрессированный. Окончил МГИМО, свободно разговаривал на 12 языках. На Чемпионате Мира 1962 года в Киеве, был диктором-переводчиком с немецкого и французского языков. В 1960 году защитил кандидатскую степень, а затем и докторскую диссертацию по истории. До кончины в 2007 году, был профессором московского университета им. П. Лумумбы.
Тигран Драмбян второй слева (фото из архива И.Асланяна)
Общая конструкция мотора
Мотор МК-12В (первых выпусков) имел очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения.
Рубашка цилиндра, опорная и шайба под гайку анодировались, в основном в красный (с разными оттенками) цвет. Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Впуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пластинчатой пружинкой «трещоткой».
Идеальный коллекционный экземпляр: МК-12В (V-I) с оригинальной коробкой. Фото предоставил Анатолий Шкируть
Модификации
За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций. Если быть точным, то основных, четыре. Модификации делались не для повышения мощности, а для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков.
Самые первые МК-12В (копия Webra Mach-1, условно «V-I») имели составной картер с отъемным носком и задней крышкой белого цвета которые крепились точеными стальными винтами с резьбой М 2,5 (встречались образцы и с бронзовыми винтами). Оребрение цилиндра МК 12-В (V-I) было бочкообразной формы анодировалась в красный цвет разных оттенков (вероятно, были золотистого и зеленого цветов).
Эти моторы оснащались текстолитовым дисковым золотником. Шатун точеный, выполнен очень аккуратно. Диаметр отверстия нижней шейки шатуна 5 мм. Жиклер имел резьбу М3. Между гильзой и картером ставилась тонкая медная прокладка. Мощностные характеристики были близкие к оригиналу Webra Mach-1. В таком виде мотор выпускался недолго, вероятно до начала 1960-х годов.
Детали мотора МК-12В (V-I)
У последующих моторов (условно «V-II») была увеличена площадь оребрения рубашки, и она сохранила бочкообразную форму. Сверху на рубашке были сделаны два отверстия под ключ, для ее откручивания. Гильза цилиндра МК-12В (V-II), получила немного другие внешние размеры, резьба для ввинчивания в картер и для рубашки стала более крупной. Такая гильза осталась без изменений до моторов самых последних выпусков. Высота картера стала больше на несколько миллиметров. Мотор также оснащался текстолитовым дисковым золотником. Жиклер стал изготавливаться с резьбой под иглу М4.
Моторы МК-12В первой и второй версии
Заметно изменился внешний вид мотора в третьей модификации (условно «V-III, черный»), выпуск которых был начат, вероятно, с 1970 года. У него была увеличена площадь оребрения рубашки, и она стала характерной конусообразной формы. Картер анодировался в черный цвет, золотник изготавливался из алюминия. В носок картера, под подшипники, вставлялись тонкие паронитовые шайбы для герметизации.
Винт контрпоршня оснастили контрящей гайкой в виде рычага. Шатун стали устанавливать штампованный с диаметром отверстия нижней шейки 4,5 мм.
Отличительной чертой этих моторов был яркий красный цвет анодировки рубашки охлаждения и опорной шайбы винта, что придавало им особый «нарядный» вид. На моторах этих модификаций встречались латунные винты крепления носка и задней крышки картера. Очевидно, это была самая массовая версия двигателя.
Начиная с этой модификации мотора МК-12В (V-III), со средины 1970-х годов, качество внешней обработки деталей стало гораздо хуже: грубое литье, порой не снятые фаски, заусенцы, непроточенные поверхности, “просаженнная» посадка подшипников. К примеру, поршневой палец в целых партиях моторов (тысячи штук), изготавливался из очень мягкой стали и гнулся при первых запусках. Красная анодировка, порой смывалась после первой промывки двигателя. Застрявшая стружка между ребрами цилиндра или внутри мотора встречалась очень часто. В условиях тогдашней плановой экономики в СССР, качеству подобной продукции уделялось мало внимания, для завода было более важно большее количество выпущенных изделий. Соответственно и никаких запчастей к моторчикам в продажу не поступало.
Схема устройства из инструкции мотора МК-12В, в ней перепутана нумерация деталей
МК-12В (V-III) третьей версии, самый массовый из всей серии моторов