Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Авиамодельный мотор МК-12В с немецкими корнями

  1. #1
    Модератор раздела Аватар для helipilot

    Регистрация
    07.05.2006
    Сообщений
    600
    Вес репутации
    14

    Авиамодельный мотор МК-12В с немецкими корнями

    Авиамодельный мотор МК-12В с немецкими корнями

    Виктор Ходеев
    История моделизма



    Серия моторов МК-12В


    Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых массово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см.. В 1960-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) только в крупных городах, в магазинах «Юный техник», «Учтехприбор» или заказать по каталогу «Посылторга». Мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников. Данная публикация, не ностальгия о тоталитарном СССР, а служит целью сохранить подробное описание моторов МК-12В для истории, а также помочь желающим идентифицировать сохранившиеся экземпляры.

    История
    МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ МАРЗ. Первые двигатели МК-12В были выпущены в 1956 году. Конструктивно МК-12В был очень похож на мотор немецкой (западноберлинской) фирмы WEBRA, практически это была точная копия мотора Webra Mach-1 конструкции Мартина Бодемана (Martin Bodemann).
    Совсем недавно, старый авиамоделист Иосиф Асланян поведал мне интересную историю о появлении мотора МК-12В. Его старший коллега и тренер, ереванец Тигран Драмбян, в 1955году получил из Германии (от немецкого товарища, с которым он, во время войны, был узником лагеря Маутхаузен) посылку с двумя авиамодельными моторчиками Webra. Двигатель Webra Winner он установил на свою таймерную модель, а Webra Mach-1 одолжил своему коллеге, для участия на чемпионате СССР по скоростным кордовым моделям.
    На чемпионате, мотор Webra Mach-1 попал в руки Михаила Васильченко, который был главным тренером сборной СССР по кордовым моделям. Будучи штатным работником ДОСААФ многократным Чемпионом СССР в скоростных моделях и грамотным специалистом в области механики и радиодела, он занимался внедрением на предприятиях страны модельной техники. В частности моторы МК-16, МК-12С, Комета, МК-12В и другие, выпускались предприятиями благодаря внедренческой деятельности Михаила Васильченко. Таким вот образом, дружба немецкого и советского моделистов дала жизнь самому массовому моторчику в СССР. Еще до конца 1970-х годов, от старших моделистов, часто можно было услышать как они называли моторчик МК-12В, непонятным для юных моделистов словом «Вебра».

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	2.jpg 
Просмотров:	76 
Размер:	169.6 Кб 
ID:	270040
    Двигатели Webra Mach-1 и МК-12В

    Через некоторое время, после этого Чемпионата, Тигран Драмбян получил обратно свою «Вебру» и две ее копии. Это и были моторы названные МК-12В. Вскоре двигатель был внедрен в серийное производство на московском авиаремонтном заводе ДОСААФ МАРЗ. Очевидно, что буква «В» в названии мотора обозначает «Вебра».
    Тигран Самсонович Драмбян, еще до второй мировой войны увлекался рекордными авиамоделями. Ушел на фронт штурманом бомбардировщика, попал в плен. После реабилитации в 1956 году, получил военные награды, ушел из ереванской СЮТ, где только и мог работать, как репрессированный. Окончил МГИМО, свободно разговаривал на 12 языках. На Чемпионате Мира 1962 года в Киеве, был диктором-переводчиком с немецкого и французского языков. В 1960 году защитил кандидатскую степень, а затем и докторскую диссертацию по истории. До кончины в 2007 году, был профессором московского университета им. П. Лумумбы.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	jjj.jpg 
Просмотров:	37 
Размер:	155.6 Кб 
ID:	270226
    Тигран Драмбян второй слева (фото из архива И.Асланяна)

    Общая конструкция мотора
    Мотор МК-12В (первых выпусков) имел очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения.
    Рубашка цилиндра, опорная и шайба под гайку анодировались, в основном в красный (с разными оттенками) цвет. Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Впуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пластинчатой пружинкой «трещоткой».

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	3.JPG 
Просмотров:	72 
Размер:	234.6 Кб 
ID:	270041
    Идеальный коллекционный экземпляр: МК-12В (V-I) с оригинальной коробкой. Фото предоставил Анатолий Шкируть

    Модификации
    За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций. Если быть точным, то основных, четыре. Модификации делались не для повышения мощности, а для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков.
    Самые первые МК-12В (копия Webra Mach-1, условно «V-I») имели составной картер с отъемным носком и задней крышкой белого цвета которые крепились точеными стальными винтами с резьбой М 2,5 (встречались образцы и с бронзовыми винтами). Оребрение цилиндра МК 12-В (V-I) было бочкообразной формы анодировалась в красный цвет разных оттенков (вероятно, были золотистого и зеленого цветов).
    Эти моторы оснащались текстолитовым дисковым золотником. Шатун точеный, выполнен очень аккуратно. Диаметр отверстия нижней шейки шатуна 5 мм. Жиклер имел резьбу М3. Между гильзой и картером ставилась тонкая медная прокладка. Мощностные характеристики были близкие к оригиналу Webra Mach-1. В таком виде мотор выпускался недолго, вероятно до начала 1960-х годов.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	4.JPG 
Просмотров:	56 
Размер:	309.0 Кб 
ID:	270042
    Детали мотора МК-12В (V-I)

    У последующих моторов (условно «V-II») была увеличена площадь оребрения рубашки, и она сохранила бочкообразную форму. Сверху на рубашке были сделаны два отверстия под ключ, для ее откручивания. Гильза цилиндра МК-12В (V-II), получила немного другие внешние размеры, резьба для ввинчивания в картер и для рубашки стала более крупной. Такая гильза осталась без изменений до моторов самых последних выпусков. Высота картера стала больше на несколько миллиметров. Мотор также оснащался текстолитовым дисковым золотником. Жиклер стал изготавливаться с резьбой под иглу М4.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	5.JPG 
Просмотров:	41 
Размер:	217.5 Кб 
ID:	270043
    Моторы МК-12В первой и второй версии

    Заметно изменился внешний вид мотора в третьей модификации (условно «V-III, черный»), выпуск которых был начат, вероятно, с 1970 года. У него была увеличена площадь оребрения рубашки, и она стала характерной конусообразной формы. Картер анодировался в черный цвет, золотник изготавливался из алюминия. В носок картера, под подшипники, вставлялись тонкие паронитовые шайбы для герметизации.
    Винт контрпоршня оснастили контрящей гайкой в виде рычага. Шатун стали устанавливать штампованный с диаметром отверстия нижней шейки 4,5 мм.
    Отличительной чертой этих моторов был яркий красный цвет анодировки рубашки охлаждения и опорной шайбы винта, что придавало им особый «нарядный» вид. На моторах этих модификаций встречались латунные винты крепления носка и задней крышки картера. Очевидно, это была самая массовая версия двигателя.
    Начиная с этой модификации мотора МК-12В (V-III), со средины 1970-х годов, качество внешней обработки деталей стало гораздо хуже: грубое литье, порой не снятые фаски, заусенцы, непроточенные поверхности, “просаженнная» посадка подшипников. К примеру, поршневой палец в целых партиях моторов (тысячи штук), изготавливался из очень мягкой стали и гнулся при первых запусках. Красная анодировка, порой смывалась после первой промывки двигателя. Застрявшая стружка между ребрами цилиндра или внутри мотора встречалась очень часто. В условиях тогдашней плановой экономики в СССР, качеству подобной продукции уделялось мало внимания, для завода было более важно большее количество выпущенных изделий. Соответственно и никаких запчастей к моторчикам в продажу не поступало.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	6_.jpg 
Просмотров:	44 
Размер:	205.9 Кб 
ID:	270044
    Схема устройства из инструкции мотора МК-12В, в ней перепутана нумерация деталей

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7.jpg 
Просмотров:	42 
Размер:	268.0 Кб 
ID:	270045
    МК-12В (V-III) третьей версии, самый массовый из всей серии моторов






  2. #2
    Модератор раздела Аватар для helipilot

    Регистрация
    07.05.2006
    Сообщений
    600
    Вес репутации
    14
    Поле «черного» МК-12В, мотор претерпел еще оду модификацию. Основное изменение в двигателе МК-12В четвертой модификации (V-IV) коснулось картера, он стал цельным, с неотъемным носком. Конструкция задней крышки не изменилась, но на ней появилась едва заметная надпись «МК 12В». Штампованный шатун заменили на более качественный точеный. Винт контрпоршня стал большего диаметра, с мелкой резьбой и без контрящей гайки. Конусообразное оребрение цилиндра стало грубым, с меньшим количеством ребер, в большей части даже не протачивалось снаружи. Детали уже не окрашивались анодированием и оставались белого (алюминиевого) цвета, значительно хуже стало качество и точность изготовления деталей.
    Нужно сказать, что первые выпуски мотора МК-12В (V-IV) , так сказать переходные, выпускались с красной головкой и опорной шайбой такой-же как и у «черного» двигателя.
    Все моторы разных модификаций отличались только по внешнему виду, конструкция коленвала, поршневой группы и карбюратора была почти одинаковой.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	8.jpg 
Просмотров:	30 
Размер:	346.1 Кб 
ID:	270227 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	8_1.jpg 
Просмотров:	31 
Размер:	119.3 Кб 
ID:	270228

    Пример «качества» изготовления мотора МК-12В. Золотник абсолютно нового мотора, в другом моторе перекошена гильза цилиндра

    Моторчики МК-12В были, в основном, вполне работоспособными, и «выдавали» заложенные в них мощностные характеристики. В качестве топлива производителем рекомендовалась смесь: эфир- 33%, масло МС20- 17%, масло касторовое- 17%, керосин- 33%.
    Двигатель МК-12В продавался в картонной коробочке, комплектовался инструкцией, специальным ключом для гайки крепления пропеллера и откручивания цилиндра, кусочком хлорвиниловой топливной трубочки, винтами и гайками М3 для крепления, стоил 8 рублей СССР (средняя зарплата в 1970-х г. составляла ок. 70-80 руб).
    Мотор применяли для кордовых, свободнолетающих авиамоделей, аэромобилей и др. Нет сомнений, что МК12-В был мотором многих тысяч нынешних моделистов, дал им возможность прикоснутся к техническому творчеству.
    На смену мотору МК-12В, который выпускался более четверти века, в средине 1980-х годов, пришел двигатель МАРЗ-2,5.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	9.JPG 
Просмотров:	41 
Размер:	117.5 Кб 
ID:	270223
    Самая последняя версия мотора МК-12В, «весь в белом» с упаковочной коробкой и принадлежностями

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	P9060083.JPG 
Просмотров:	32 
Размер:	133.2 Кб 
ID:	270224
    Принцип нумерации картеров моторов неизвестен. Порой попадались моторы с одинаковыми номерами выпущенные в разные годы

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	$_57_sauber.jpg 
Просмотров:	41 
Размер:	94.9 Кб 
ID:	270225
    Редкий экспортный вариант мотора МК-12В


    Технические данные компрессионного мотора МК-12В
    Объем……………….2,46 куб.см
    Ход поршня…….......13 мм
    Диаметр цилиндра…15,5 мм
    Обороты…………….15000 об/мин
    Мощность…………...0,191 кВт
    Вес……………………130 г

  3. #3
    Модератор раздела Аватар для helipilot

    Регистрация
    07.05.2006
    Сообщений
    600
    Вес репутации
    14
    Запуск моторчика МК-12В


  4. #4
    Модератор раздела Аватар для helipilot

    Регистрация
    07.05.2006
    Сообщений
    600
    Вес репутации
    14
    Для моторов МК-12В в СССР гомельским заводом ДОСААФ производили пропеллеры.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	prop (1).jpg 
Просмотров:	41 
Размер:	172.8 Кб 
ID:	273328 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	prop.jpg 
Просмотров:	38 
Размер:	82.3 Кб 
ID:	273329


    Это были деревянные (буковые) винты неизвестных параметров.
    Изделия были абсолютно не балансированные, с одной коробки все разные, даже с лопастями разных размеров.

TEST

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Ответов: 1
    Последнее сообщение: 19.02.2016, 14:19
  2. ПРОДАМ: Авиамодельный мотор Norvel-2.5
    от helipilot в разделе БАРАХОЛКА. Моторы ДВС, топливо и аксессуары
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 10.10.2015, 17:47
  3. ПРОДАМ: Авиамодельный мотор Super Tigre 40.
    от Michaeldp в разделе БАРАХОЛКА. Моторы ДВС, топливо и аксессуары
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 29.07.2015, 11:19
  4. ПРОДАМ: авиамодельный мотор Радуга 7'
    от Michaeldp в разделе БАРАХОЛКА. Моторы ДВС, топливо и аксессуары
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 29.07.2015, 11:12
  5. КУПЛЮ: авиамодельный мотор Талка 2.5К для БОЯ
    от nat в разделе БАРАХОЛКА. Моторы ДВС, топливо и аксессуары
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 08.03.2015, 18:48

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
Информация:
Приветствуем Вас на самом крупном в Украине модельном портале. Советуем Вам зарегистрироваться, после чего вы сможете читать и писать сообщения.
Полезные ссылки
www.modelka.com.ua www.icar.com.ua www.magiya.com.ua www.torange.ru
Присоединяйтесь

Яндекс цитирования.