Кордовая авиамодель, как это начиналось

Виктор Ходеев


Французский изобретатель Альфонс Пено, исследуя возможности воздухоплавания, создал оригинальную летающую модель с резиномоторным двигателем. Ее полет он продемонстрировал в 1871 году во Французской Академии Наук. Модель с толкающим воздушным винтом размахом крыла 450 мм, вес около 15 г, пролетала расстояние 36–40 метров в течение 10–11 секунд. Этот самолетик, названный автором «планофор», можно назвать первой авиамоделью, ведь ее конструкцию повторяли множество любителей воздухоплавания, выпускались наборы-игрушки для ее сборки, проводились соревнования на дальность и высоту полета. После полета аэроплана братьев Райт, открывших эпоху авиации, стал развиваться и авиамоделизм. Первыми авиамоделями были свободнолетающие планера и модели с резиномоторным двигателем. В конце 1920-х годов, с появлением небольших бензиновых моторчиков стали популярными и свободнолетающие моторные модели.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	00.jpg 
Просмотров:	447 
Размер:	252.5 Кб 
ID:	240925
В 1871 году Альфонс Пено продемонстрировал полет своей резиномоторной модели «Планофор» (Planophore)

Многие моделисты оснащали такие моторные самолеты специальными программными механизмами, которые позволяли выполнять полет по маршруту и даже фигуры пилотажа.
В конце 1930-х годов некоторые моделисты уже предпринимали попытки запускать авиамодели на корде. Это были системы, где модель крепилась на одном жестко закрепленном тросе, который пилот держал одной рукой, а через второй трос, другой рукой удерживал модель на нужной высоте. Этот принцип не обеспечивал четкого управления самолетом.

Американский изобретатель Джим Уолкер, увлеченный авиамоделист с опытом, заинтересовался возможностью управляемого запуска модели по кругу, на корде. Выполняя ряд попыток, он определил, что для достижения стабильного полета привязной модели по кругу необходимо добиться натяжения кодов. Одной центробежной силы для этого недостаточно, и Джим Уолкер установил двигатель и руль направления с небольшим выкосом, так чтобы модель стремилась выйти из круга. Эти меры обеспечили стабильное натяжение кордов. Для управления по высоте, на модель был установлен трехплечевой рычаг (ось его крепления была близка к точке центра тяжести самолета) через который движения двух корд посредством тяги, передавались на руль высоты. Концы корд закреплялись на ручке управления U-образной формы, которую пилот вертикально держал в руке.
В качестве корд применялся прочный и тонкий тканевый шнур. Когда модели стали больших размеров и оснащались более мощными моторами, начали применять тонкие стальные тросы.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	1.jpg 
Просмотров:	423 
Размер:	107.6 Кб 
ID:	240926
Конструктор авиамодельной техники Джим Уолкер

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	2.jpg 
Просмотров:	458 
Размер:	135.4 Кб 
ID:	240927
Фрагмент патентной документации Джима Уолкера на систему управления полетом с помощью двух корд. Патент был получен в 1942 году.
В конструкции системы предусматривалась возможность управления оборотами двигатели, при помощи третьей корды.


Джим Уолкер получил патент на свою систему управления полетом с помощью двух тросов в 1942 году. Он назвал управляемые таким образом модели «U-Control Plane».
Джим Уолкер владел патентом на изобретение 12 лет. Основанная им фирма American Junior производила готовые модели и наборы для их сборки, принадлежности для запуска.
Джим Уолкер был один из первых, кто производил модели по концепции «Ready-To-Fly», то есть комплект готовых деталей, требующий незначительной сборки. В 1940 году он начал производство первой в мире серийной кордовой авиамодели «Fireball». Самолет имел объемный бальзовый фюзеляж, профильное крыло изготавливалось из бальзовой пластины. На «Fireball» устанавливали бензиновый моторчик Ohlsson .23 engines.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	3.jpg 
Просмотров:	399 
Размер:	32.3 Кб 
ID:	240928
Страница журнала «Model Airplane News», с описанием кордовой модели «Fireball», 1940 год

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	4.jpg 
Просмотров:	421 
Размер:	9.9 Кб 
ID:	240929
Джим Уолкер работает на 8-ми шпиндельном фрезеровальном копировальном станке, по изготовлению объемных фюзеляжей модели «Fireball»


Очень популярной в США в послевоенное время была модель самолета American Junior «Firebaby», которую производили с 1947 года. Наборы модели и ее последующие модификаций выпускали в большом количестве, успешно продавали в США и за рубежом. Кордовый авиамоделизм стал популярным и еще более массовым увлечением, этому способствовало также изобретение Томаса Ардена - калильная свеча. Для запуска кордовой модели не требовалось большое пространство, запускать ее было интересно - она могла выполнять фигуры пилотажа, а также исключался риск, что самолет улетит и потеряется.

Сегодня этот принцип кажется таким простым и обычным, как будто он существовал всегда. Но ничего на этом свете, ни откуда не берется, особенно в технике, где у каждого технического новшества есть свой автор.
Вклад изобретения Джима Уолкера в развитие мирового авиамоделизма трудно переоценить, он подарил миру прекрасное техническое увлечение, которое захватило миллионы людей.

Справка
На сегодняшний день Международная авиационная федерация FAI определила ряд спортивных классов кордовых авиамоделей:
F2A — скоростные модели
F2B — пилотажные модели
F2C — гоночные модели
F2D — модели воздушного боя
F4B — модели копии
F2E — модели воздушного боя с компрессионным (дизельным) двигателем
F2F — гоночные модели с компрессионным (дизельным) двигателем

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	5.jpg 
Просмотров:	482 
Размер:	240.5 Кб 
ID:	240930
Чертеж первой в мире серийно производимой кордовой (U-Control Plane) авиамодели «Fireball»

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	6.jpg 
Просмотров:	420 
Размер:	50.0 Кб 
ID:	240931
Юный моделист с кордовым самолетом «Fireball»

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7.jpg 
Просмотров:	452 
Размер:	46.2 Кб 
ID:	240932
Сохраненные до наших дней и отреставрированные модели «Fireball» American Junior

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	8.gif 
Просмотров:	429 
Размер:	52.9 Кб 
ID:	240933
Конструкция кордовой авиамодели «Firebaby» American Junior выпускавшейся с 1947 года