В таком разрезе Германия, наиболее сдерживаемая американцами, вполне может пойти на компромисс с Путиным, если для это позволит не потерять лица. При молчаливом попустительстве других членов ЕС. Меркель более погружена в проблемы ЕС и в попытки его реформации (вспомним кто был автор проваленной на референдумах Конституции ЕС), чем в ограничении аппетитов России. Считая, что уж Германии Кремль ничем серьёзно не угрожает. Учитывая общее настроение европейцев избегать войн и конфликтов у своих границ, политики ЕС склоны будут занимать соглашательскую позицию и продавать интересы Украины до той степени, пока это не будет нести угрозу самой Европе. Тем более, что Украину в Европе особо никто Европой и не считают. Поэтому украинско-российская война в глазах массового европейца выглядит как драка туземцев за домик лесника. Соответственно, любой полой европейский политик активно ратующий за то, чтобы помогать туземцам в непонятном конфликте за счёт европейского налогоплатильшика несёт большие политические риски.
Мало того, я поддерживаю версию Юрия Романенко о том, что раздел влияния в Украине между Германией и Россией готовился ещё до Майдана. И роль Януковича была в том, чтобы к 2015-му году принять новую Конституцию и подготовить страну к федеративному разделу. Однако, раздел предполагался тихий и мирный. После откровенной агрессии России, большого количества жертв, сбитого Боинга и применённых санкций пойти Германии на немедленный раздел будет откровенно соглашательской позицией. Поэтому Германия и Европа в целом будет стремиться к прекращению огня и условно-мирному договору практически на любой, откровенно не пораженческой для Европы позиции. С учётом того, что ЕС особо никакой позиции так и не занял, то границы такого соглашательства могут быть для Украины весьма плачевны. И после уже какого-то времени, когда из памяти европейских обывателей исчезнут наиболее яркие впечатления, вернуться к варианту раздела зон влияния.
США. У Америки принципиально иная позиция. Перед ней, как перед уходящим гегемоном, стоит несколько задач:
- сохранить влияние на ЕС.
- минимизировать рост влияния Китая, как основного геополитического противника США.
- после демарша Путина в Украине Америке необходимо показать «кто в доме хозяин» и, самое главное, лишить непредсказуемую элиту Кремля оружия массового поражения. По возможности, свести вообще влияние России к минимуму даже на региональном уровне.
В течении 23-ёх лет после развала СССР России в том или ином виде предлагался путь «дружить с США против Китая». Россию включили в форматG8, G20, дали существенную свободу в её действиях на пространстве бывшего СССР и т.д. Проглотили Грузию, Абхазию, Приднестровье да и Чечню тоже. России, по сути, предложили путь реформаторства и входа в Цивилизацию на равных правах. Но Кремлём выбран был путь мракобесия и фашизма. Потому что элиты России в принципе не способны жить и работать в рамках нормального общества.
Естественно, что планы Путина по созданию евроазийской оси Берлин-Москва-Пекин абсолютно противоречат интересам США. С другой стороны, необходимо понимать, что войну с ядерной державой США начинать не будут. Хотя на мой взгляд, вполне способны победить в ней с минимальными по сравнению с противником потерями. Но этого вполне может хватить для ликвидации жизни на планете Земля. В общем, рисковать и провоцировать неадекватного Путина Америка не будет. По этим причинам не будет предоставлен Украине статус основного союзника, переданы вооружения и т.д.
Развеивая иллюзии читателей скажу, что США вообще непринципиально – будет существовать государство Украина или нет. Для подавления России у США достаточно инструментов, чтобы обойтись и без Украины. Враг моего врага далеко не всегда является твоим другом. Для более слабого друга дружбу надо «заслужить».
По событиям последних полугода видно, что США применяют стратегию, которая оправдала себя в их борьбе с СССР – обрушение цен на энергоносители и максимальное втягивание ресурсов России в локальную войну. И медленный, поэтапный ввод санкций. Для СССР такой локальной войной стал Афганистан. Для России становится Украина. Поэтому Вашингтон будет постоянно взвешивать и оценивать эффективность действий властей Украины по их способности перемалывать российские ресурсы. Если США увидят, что больше ресурсов Россия будет тратить в варианте максимального входа на территорию Украины, то они спокойно пойдут на этот вариант.
При этом Америка успешно направляет Китай в сторону России. События последних месяцев – снятие нефтяного эмбарго с Ирана, заключённый между США и Китаем на саммите G20 договор о «разрешении на милитаризацию Китая, соглашение о переоснащении энергетической инфраструктуры Китая и ряд других факторов говорят о том, что Вашингтон нашёл для Пекина более вкусные пряники, чем Москва. Чем снимает, пусть и временно, ряд противоречий между собой и Пекином за счёт будущего освоения Сибири и дальнего Востока России Китаем.
Стратегическая задача США – это медленное экономическое удушение России, её демилитаризация и, если понадобится, раздел и распад. Это достаточно долговременная стратегия и каких либо быстрых реальных преференций от США в сторону Украины можно не ждать.
Китай. Казалось бы, далёкая от Украины страна, но её участие в геополитических процессах влияет и на ситуацию в Украине. У Китая основная проблема – это тотальная нехватка ресурсов от пресной воды и продовольствия до нефти и газа. Поиск этих ресурсов и повышение эффективности их использования (технологии) являются для Китая стратегическими задачами. В предлагаемом Кремлём Китаю варианте Берлин-Москва-Пекин Китай может получить и ресурсы, и технологии. Но ключевым тут являются сроки. Постройка газо- и нефтепроводов из России в индустриальную часть Китая займёт очень немало времени. Мало того, Китаю их придётся строить за свой счёт. Заставит ли Путин поделиться Европу передовыми технологиями – это ещё очень большой вопрос.
Судя по всему, США предложили ресурсы (снятие эмбарго с Ирана, например) и какие-то технологии Китаю уже сейчас. И внятные гарантии на получение последующих. Поэтому неудивителен отказ Китая от финансирования строительства газонефтетруб в Сибири и нежелание финансировать кредитами основные отрасли России.
Задача Китая по отношению к России – это ждать, пока Америка экономически удавит Москву, а потом активно поучаствовать в освоении Сибири и Дальнего Востока. Даже если Москва будет против.
Украина. Интересы страны должны, по идее, отражать её элиты. К сожалению, в приоритетах практически всех правящих украинских элит интерес сохранения государства не является приоритетом. Основной задачей для себя нынешние украинские «элиты» ставят личное обогащение. А риски видят только в своей политической или даже физической смерти и потери активов в Украине. В этом контексте часть «элит», которая традиционно имеет бизнес связи с Россией, будут откровенно играть против страны, а оставшиеся готовы пойти на «Брестский мир» с Путиным, лишь бы им оставили возможность обогащаться хотя бы на части территории.
Прошедший после майдана год, как и двадцать три предыдущих, показали, что эти люди не способны выйти за рамки рабовладельческого менталитета. Когда в основу «бизнеса» заложена максимальная сиюминутная отдача в ущерб долгосрочному инвестированию и получения прибыли в цивилизованном формате. И менять ничего не собираются. Во-первых, это полностью выходит за пределы мировоззрения этих «элит». А во-вторых, они не смогут этого сделать даже если захотят. Потому что «команды» этих элит (как государственных, так и в технологических) на 99% наполнены людьми с тем же менталитетом, но по воле случая с меньшим аппетитом.
Украинское гражданское общество пока так и не обрело политическую субъектность. Отсутствие политического субъекта не даёт Украине возможность привести реальных реформаторов к власти. Соответственно, с каждым днём ситуация в Украине только ухудшается. Т.к. ресурсов на одновременное разворовывание и удержание гос. границ и гос. структур в привычном для «элит» за 23 года виде уже нет. Основной стратегией украинских «элит» является заключение «Брестского мира» на любых условиях, которые позволят им надеяться на сохранение права распределения бюджетов всех уровней и право на администрирование бизнес-процессов («право на коррупцию»).
При этом такой «мир» по мысли украинских «элит» должен быть санкционирован и гарантирован Россией, ЕС и США. Как я покажу ниже, такая позиция утопична, т.к. входит в противоречие с интересами и стратегическими задачами основных сторон конфликта. А значит, нереализуема в принципе. При этом особенно показательно, что Меркель и Олланд не взяли с собой в Москву Порошенко. Т.е. налицо окончательная потеря Украиной субъектности в международной политике.
Варианты прекращения войны в Украине и предполагаемые последствия.