Блукаючи просторами модельних сторінок і форумів в інеті час від часу стикаюся із статтями чи топіками на форумах про травми і навіть смертельні випадки на польотах! Відповідно і вирішив підняти це досить важливе питання. Було б непогано тут сформулювати певний набір правил техніки безпеки та поведінки на польотах!

Попробую описати основне:

Із інструкції до вертольота С-Макс10

1. Завжди використовуйте тільки надійну апаратуру керування! Несправна апаратура приведе до аварії.

2. Для польотів вибирайте рівну, відкриту, велику площадку, без дерев та ліній електропередач.

3. Запуск моделі в міській зоні може призвести ненадійної роботи апаратури із за великої кількості "помех"! Перед запуском моделі обовязково потрібно провірити надійність роботи радіоапаратури!

4. Ніколи не запускайте модель в безпосередній близості людей. Розкручений головний ротор вертольота представляє небезпеку для глядачів!



Ось правила поведінки поводження на польотах "стибрені" тут:



Общие положения:

Для проведения полетов выделяется специальная зона над полем, обозначенная на схеме(см. приложение 1) и называемая в дальнейшем «Зона полетов».

Для взлета и посадки летательных аппаратов (сокращенно ЛА) выделяется специальный участок на поле, обозначенный на схеме(см. приложение 1) и называемый в дальнейшем «Взлетно-посадочная полоса» сокращенно «ВПП».

Границы ВПП обозначаются сигнальной лентой.

Для размещения личного транспорта, пилотов и зрителей выделяется специальная зона на поле, обозначенная на схеме (см. приложение 1) и удаленная от ВПП на расстояние не менее 15 метров, называемая в дальнейшем «Зона безопасности». Граница зоны безопасности обозначается сигнальной лентой.

Пространство от границы ВПП до границы зоны безопасности называется «Технической зоной» и предназначено для подготовки и обслуживания летательных аппаратов.



Общие требования:

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ выход на ВПП кого-либо, кроме пилотов и помощников, осуществляющих взлет и посадку.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ парковка автотранспорта ближе, чем 15 метров от ВПП.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ нахождение на поле под зоной полетов в момент нахождения ЛА в воздухе.

Каждый пилот имеет право привезти с собой новичка или зрителей. В этом случае пилот несет ответственность за своих гостей.

Все находящиеся на поле обязаны поддерживать порядок и чистоту.

Вывоз мусора с поля осуществляется своими силами. Мусорные пакеты выдаются всем желающим членами инициативной группы.

Обозначение границы ВПП осуществляется силами пилотов. Сигнальная лента выдается членами инициативной группы.

Поддержание ВПП в надлежащем виде (уборка снега, скашивание травы, уборка посторонних предметов) производится силами Членов клуба и добровольными помощниками из числа зрителей. Газонокосилка предоставляется всем желающим в течении полетного дня, по предварительному уведомлению.

В целях поддержания порядка и решения спорных вопросов общим собранием клуба выбрана инициативная группа (см. приложение 2).

Члены инициативной группы обладают повышенными полномочиями:

-имеют право запретить пилоту вылет;

-имеют право изменитьь очередность полетов;

-имеют право изменить настоящие правила.



ьТребования к пилотам:

Каждый член клуба, прибывший на поле для совершения полетов, ОБЯЗАН ИМЕТЬ при СЕБЕ бейджик, укрепленный на верхней одежде для всеобщего свободного обозрения.

Во время управления ЛА пилот должен находиться в специально отведенном месте – Зоне пилотирования, расположенном между ВПП и «Технической зоной». Выход на ВПП возможен только для запуска или удаления ЛА с полосы.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ полеты с выходом из «Зоны полетов»: над стоянкой, зрителями, «Зоной безопасности» и полеты по круговому маршруту с облетом «Зоны безопасности».

ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить запуск и регулировку двигателей на взлетно-посадочной полосе.

Каждый пилот обязан следить за техническим состоянием модели (в случае если есть сомнения в технической исправности модели или собственных навыках пилоту рекомендуется обратиться за помощью или советом к окружающим).

Каждый пилот обязан следить за тем, что бы его частоты не пересекались с окружающими – при включении передатчика необходимо убедиться в том, что свой канал, а так же соседние каналы свободны (способы – доска с бейджиками или опрос всех находящихся на поле).

Перед включением передатчика пилот ОБЯЗАН ВЫВЕСИТЬ полетный бейджик на доску полетов, а при выключении передатчика ОБЯЗАН его СНЯТЬ.

Общее время занятия канала не должно превышать 20 мин.

Очередность полетов устанавливается по договоренности между пилотами.

Одновременно в воздухе могут находиться не более 3-х моделей.

Пилот, осуществляющий заход на посадку, должен оповестить о своих намерениях окружающих, громко произнеся:- «Сажусь!» Или:- «Захожу на посадку!».

Каждый пилот вправе рассчитывать на помощь других пилотов при совершении взлета и посадки. Привлечение новичками более опытных пилотов для контроля за своими действиями и помощи при пилотировании всячески приветствуется и поощряется!

В случае если посадка с первой попытки может привести к аварии или угрожает безопасности окружающих, пилот ОБЯЗАН ПРЕРВАТЬ ПОСАДКУ и СОВЕРШИТЬ ПОВТОРНЫЙ ЗАХОД.

Если повторный заход на посадку невозможен, и существует реальная угроза жизни, здоровью и имуществу окружающих ПИЛОТ ОБЯЗАН предпринять все возможные меры к недопущению катастрофы пусть даже и ценой потери (разрушения) модели. Если пилот совершает вынужденную посадку и приземление на ВПП невозможно, допускается посадка ЛА в любом месте полетной зоны. За исключением «Зоны безопасности».

Любой пилот или зритель, наблюдающий за полетами, в случае обнаружения нестандартного поведения модели в воздухе или создания со стороны ЛА угрозы безопасности окружающим, ОБЯЗАН привлечь внимание всех присутствующих на поле любым доступным способом.

В случае нарушения ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕТОВ члены клуба могут применить к нарушителю меры воздействия в виде:

- общественного порицания;

- обнародования на форуме факта нарушения;

- отстранения от полетов на определенный срок;

- в случае злостного нарушения вплоть до полного исключения из членов клуба.

Исключение из членов клуба возможно только общим голосованием членов клуба (при кворуме 2/3 от общего количества пилотов).

Имущественные и другие споры, возникающие при причинении ущерба пилотом окружающим, разрешаются в соответствии с законодательством РФ.

Каждый член клуба обязан относиться к окружающим с должным терпением и пониманием. Хобби должно приносить удовольствие и радость от общения с единомышленниками!

Каждый член клуба обязан следить за соблюдением настоящих правил.

Каждый член клуба обязан доводить настоящие правила до новых пилотов имеющих желание принять участие в совместных полетах.

С ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕТОВ ознакомлен, поддерживаю и обязуюсь выполнять.



І ще чучу:

- Не отвлекать незнакомых пилотов, у которых модель в воздухе вопросами типа "а какая у вас частота?"

- не парковаться близко к взлетке

- не летать над готоловами людей и машинами.

- не материться при детях и женщинах, даже при марковке.



Ще по темі можна почитати тут!