Добрый день!
Вот, нарыл на рцдезигне. ру.
Это компиляция высказываний разных людей по поводу основ настройки планера.
Если ГУРУ прочтут-подправят этот текст, то это, может быть, было бы полезно новичкам для понимания сути процесса.
Лично для меня в этом тексте непонятно то место, где говорится о центровке планера. В самолетах, насколько я знаю, под "центровкой" понимают положение центра тяжести относительно центра подъемной силы. Т.е. если центровка задняя, то это значит, что ЦТ находится сзади ЦП и при спуске под 45 град без мотора и без подруливания самолет, то-бишь планер, будет подымать нос. В тексте же - наоборот. Я не стал ничего исправлять, поскольку, как оказалось, в планерах довольно много чего-то не так, как в самолетах. А может автор и ошибся.
Основные принципы настройки планера
Сначала нужно настроить центровку. Делаем это согласно инструкции по сборке планера в статике, а потом проверяем в полете. Для проверки в полете достаточно, чтобы и в пульте, и в планере были реализованы и правильно настроены минимально необходимые самолетные функции: управление по тангажу, крену и направлению, ну и управление газом, если это моторный планер.
В полете центровку можно проверить по методе Dive test by Dr. Mark Drella: (в переводе [Alfa3]). Очень желательно это проделывать в тихую, безветренную погоду.
- Триммируешь планер так что бы он летел ровно по горизонту.
- Потом ставишь его под 45 град. вниз, разгоняешь, бросаешь ручки и смотришь что он делает.
- Если он плллаааввно задирает нос то центровка ОК.
- Если он круто задирает нос - то центровка сильно передняя.
- Если он летит ровно под 45, то центровка немного задняя. (Это моя любимая! [Alfa3])
- Если он ныряет ниже этой линии, то центровка сильно задняя.
Затем настраиваются полетные режимы.
Основные полетные режимы планера
- Скорость - для быстрого пролета нисходящих потоков: РВ чуть от себя, закрылки и элероны чуть вверх: кривизна профиля чуть меньше.
- Круиз - для поиска термиков: РВ, закрылки и элероны не микшируются, а управляются отдельно согласно с полетной ситуацией.
- Термик – для полета в термике по спирали: закрылки и элероны чуть вниз: кривизна профиля чуть больше, немного медленнее летит но подъемная сила больше.
- Тормоз - закрылки – вниз, элероны – вверх, руль высоты чуть вниз.
Первые три режима реализуются миксером «РВ на закрылки и елероны» и выводятся на трехпозиционный переключатель, последний режим реализуется миксером «закрылки на элероны» и выводится на ручку газа для плавной регулировки величины торможения, или, в более простом варианте, на отдельный переключатель.
Особенности настройки миксера «РВ на закрылки и элероны»
- в режиме «Скорость»:
миксер должен начинать работать с началом движеня ручки РВ. Отклонение закрылков и элеронов в пределах 5-70
- в режиме «Круиз»:
миксер выставляют в ноль.
- в режиме «Термик»:
При входе в термик встают в спираль, т.е. дают «крен + РВ на себя».
Если термик узкий, то руля высоты, как правило, начинает нехватать. Поэтому микшируют закрылки +элероны так, чтобы они двигались вниз при отклонении ручки РВ на себя больше, чем на половину хода: рулевые поверхности хоть и притормаживают планер но создают бОльшую подъемную силу. Величина отклонения для каждого планера настраивается индивидуально.
В крутой спирали скорость планера может упасть до скорости сваливания. Смещение центровки назад помогает: валиться будет меньше или вообще перестанет.
При входе в спираль можно включать микс «элероны-РН», но настройка этого микса - вещь сложная, поскольку в разные моменты входа в спираль, нужно разное отклонение РН. Многие предпочитают для этого момента ручное управление рулем направления.
Если термик широкий и ручку РВ тянешь на себя не больше, чем на половину хода, то миксер не срабатывает.
Тонкая настройка планера -суть процесс метафизический и долгий
- - - Добавлено - - -
А вот еще, на том же рцдезигне:
2. Настроить сперва именно микс ФЛАП-РВ, а не наоборот. Ибо при загибе профиля (до 3-4 мм) модель должна продолжать летать ровно, но с разным качеством и разной скоростью.
3. А уж потом настраивать другие миксы, в частности РВ-ФЛАП, поскольку сперва надо сделать пункт 2.
Что-бы это значило?